Развитие ребёнка: нормальный уровень, сложности и страхи

Каждая мама временами переживает, что с её ребенком что-то не так. Порой подруги подсказывают, что «уже давно пора…», «а у вас не так, как у нас…» – подогревая и без того высокий уровень женской тревожности. А так хочется успокоиться, чтобы кто-то вроде Айболита посмотрел и сказал: всё в порядке!

Начну неожиданно – с того, что страхи – это по большей части иллюзия того, чего на самом деле нет. Мы беспокоимся, что ребенок развивается неправильно, поздно начинает делать то, что сверстники уже давно освоили. Думаем, что он:

• отстает в развитии,

• не такой, как другие,

• у него будут проблемы в жизни,

• он не реализуется и не будет успешным, станет лузером.

Так мы думаем, глядя как любимый малыш ковыряется лопаткой в песке, в то время как сосед – двухлетний Боря играет на скрипке. Его трели слышно в открытое окно, выходящее на детскую площадку. И эти нескладные звуки напевают маме в ушко: нужно идти и играть на скрипке, хватит сидеть в песочнице, нужно быть не хуже, чем Боря…

Откуда такие мысли? Ведь именно они поднимают ребёнка из песочницы, влекут его на занятия, чтобы родители могли уже успокоиться – наш играет на скрипке не хуже, и даже лучше. Малыша лишают радости, возможности исследовать мир, быть счастливым в гармонии с самим собой и окружающим.

Какими становятся дети, прошедшие все этапы интенсивного раннего развития? Они вырастают до семилетнего возраста так и не поняв, что они не роботы, пришедшие выполнять команду «быть лучше всех». Они не сумели разобраться со своими слабыми и сильными сторонами. Нередко этих детей самооценка скачет от глубокого «минуса» до «сверх плюса», и практически никогда не бывает адекватной.

Возможно, что еще в дошкольном возрасте ребёнок придет к выводу, что его чувства ценны только ему самому, гораздо важнее – учиться и развиваться. Зачем? В самом деле. Зачем учиться и развиваться?

Рассмотрим несколько самых популярных вариантов ответов:

• чтобы родители гордились, закрыв тем самым собственные детские боли, когда ими были откровенно недовольны (или они попадали впросак из-за собственной низкой самооценки);

• а зачем еще нужны родители? Это же самое лучшее, что я могу дать!

• учиться, чтобы потом никто не мог причинить вред моему ребенку, он был в недосягаемости, сильный, умный и при деньгах (угадайте сами, какая за этим стоит родительская боль);

• чтобы не отставать от развития мира, быть успешным и актуальным;

• чтобы самооценка у него была высокая, потому что будет понимать, что он лучше всех и т.д.

Не будем разбирать родительские боли, которые они пытаются закрыть своим ребенком, взвалив на детские плечи непосильную ношу своих ожиданий. Поговорим лучше о тезисе «чтобы был успешным». На самом ли деле нужно учиться и пройти раннее развитие, знать всех композиторов и художников, чтобы быть успешным?

Большая часть знаний малышу просто не пригодится, вообще никогда. Этот факт просто нужно принять к сведению. Эрудированность не поможет найти друзей и наладить контакт с окружающими, не поможет научиться опираться на свои сильные стороны и работать над слабыми. Эрудированность не дарит радости и счастья.

А какие качества выгодно взращивать у малыша, чтобы он действительно мог стать успешным? Они вообще имеют какое-то отношение к раннему развитию? Что ему действительно пригодится в жизни:

• умение управлять своими эмоциями. Если горе – горевать без остатка, радость – радоваться на полную. Став взрослее он сможет контролировать свои эмоции, оставаясь позитивным в любых обстоятельствах;

• умение стоить отношения с любыми людьми и общаться. Действительно важно оставаться самим собой в любой коммуникации. Проще всего научиться этому именно в детстве, а не на дорогих тренингах. Став взрослым, он сможет легко управлять другими людьми, зная принципы ассертивного общения;

• умение брать ответственность. Развивается при вовлечении в быт семьи. Сначала – игрушка, потом одежда, потом работа по дому. Успешное выполнение несложных обязанностей лучше всего формирует самооценку (при уважительном отношении окружающих, конечно);

• выстраивать собственные границы. Не позволять другим людям вмешиваться в свою жизнь. Не прогибаться под чужие правила и необоснованные требования;

• умение ставить цели и идти к ним. Это возможно, если только ребенок сам понимает, что он хочет. Что ему необходимо сделать для обретения собственного счастья. Для этого он должен быть в контакте с собой, своими желаниями. Для этого, как ни странно, нужно оставить его в покое.

Постоянный график, в котором у ребенка нет времени остаться наедине с собой, лишает его этой возможности. В итоге вырастает человек, который привык, что за него все решают. Он не знает сам, на что он способен и чего хочет;

• финансовая грамотность – для этого, во-первых, ребенок должен быть вовлечен в быт и траты своей семьи, во-вторых, родители сами должны обучиться этому и вовлекать своего малыша;

• здоровье и умении следить за развитием своего тела. Большая часть занятий ориентирована на умственное развитие, в частности – памяти. В то время как малыш еще до школы должен научиться кататься на лыжах, на коньках, плавать и играть мячом.

Качества из этого списка, действительно, помогут ребенку стать успешным во взрослой жизни. Что касается самооценки, то ощущение своей исключительности за счет превосходства над сверстниками – не имеет ничего общего с адекватной самооценкой.

Правильная самооценка складывается из: умения правильно оценивать, любить себя; радоваться своим ошибкам как опыту, который помогает развиваться дальше; находить и поддерживать свои сильные стороны; умении принимать и работать над своими слабыми сторонами; умения быть в контакте со своими желаниями и целями.

Пока ребенок маленький, родители делают за него выбор. Хочется надеяться на достаточную осознанность родителей: то, что мы делаем для своего малыша – это выгодно ему? И почему? Или это только желание родителей? Задавая чаще эти вопросы, можно определиться с правильным выбором вектора раннего развития своего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика