Основные направления психического развития детей в учебно-воспитательном процессе

Каждый ребенок индивидуален, одни хороши в одном направлении, другие в другом, процесс обучения призван раскрывать в ребенке новые грани, использовать его потенциал на максимальных возможностях. Не всем одинаково легко дается учеба, иногда времени нужно больше, или подход к обучению ребенка не правильный и это мешает ему раскрыться.

Психическое развитие школьников во время учебно-воспитательного процесса характеризуют отдельные направления.

1. Содержание обучения как фактор психического развития подразумевает усложнение программы обучения с каждым годом, увеличение необходимого количества знаний и умений. Еще в период дошкольного развития и первых классов очень важно научить ребенка классифицировать и объединять предметы в группы, используя для этого специфические средства и метода. В будущем это поможет более широко видеть суть заданий и количество ошибок значительно сократится.

2. Развитие психологических механизмов использования знаний влияет на способы решения задач. Ребенку полезно уметь оперировать несколькими методами работы с информацией, такими как анализ, синтез, сравнение, выделение главного, объединение, абстрагирование и другие.

От возможности видеть ситуацию с разных сторон зависит способ решения той или иной задачи, к тому, же это развивает возможности как психического, так и интеллектуального развития.

3. Развитие общих свойств личности подразумевает смену и усложнение знаний, более глубокое развитие психических процессов. Ребенок развивается, накапливает знания, учится применять их на практике, взаимодействует с одноклассниками. Все это приводит к таким общим изменениям, как:

– личностная направленность ребенка;

– особенности психологической структуры деятельности;

– уровень развития механизмов сознания.

Направление личности определяет отношение ребенка к учебному процессу, иными словами делает одно из направлений ключевым. Выделяют три направления личности:

– учебная – проявляется в стремлении ребенка хорошо учится, получать хорошие оценки и похвалу учителя;

– познавательная – ребенку важен сам процесс учебы, его поглощает интерес к знаниям и получению новой информации, но это касается только «любимых предметов», стремление к познаниям не одинаково касается всей школьной программы.

– направленность на взаимоотношения – ребенка больше заботит его социальный статус и место в коллективе, его отношения с одноклассниками и непосредственно отношение одноклассников к ребенку.

Направленность не закрепляется на всю жизнь, в процессе учебы она может меняться под действием любых факторов, которые будут для ребенка значимыми.

Важную роль в учебном процессе занимает развитие психологической структуры деятельности. Главным есть наличие мотивов и цели, что позволит более успешно подходить к процессу учебы. Ребенок должен понять для себя зачем он исполняет ту или иную задачу и какой его ожидает результат. Далее дело за способами, с помощью которых ребенок добьется поставленной цели. Без мотивации и целеустремленности процесс обучения значительно усложнится, что в будущем повлечет неумение организовать процесс планирования и реализовывать планы.

Показателем уровня развития сознания также есть сложность понятий, которыми оперирует ребенок и умение связывать разные особенности предмета в одно целое.

Психическое развитие во время учебновоспитательного процесса многогранно, у каждого ребенка оно проходит по-своему, важным есть не сравнивать детей, а искать индивидуальные подходы и методы учебы и воспитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика