Развитие речи у детей

Принято считать, что человеческая речь формируется с произношением ребенком своих первых слов. Это неверное мнение. В механизме развития речи участвуют соответствующие отделы головного мозга, дыхания, группы мышц: рта, щек, языка.

Поэтому, заботясь о развитии речи у ребенка,необходимо принимать во внимание последовательное созревание перечисленных систем организма и направлять усилия по закладыванию фундамента речевого онтогенеза в гармонии с биологическим возрастом.

Первые шаги по развитию речи возможно предпринимать уже на второй месяц жизни ребенка. В младенческом возрасте для развития важен массаж, гимнастика и дыхательные упражнения. Совершая ежедневный ритуал по уходу – умывание, смена подгузника, кормление — полезно комментировать действия. Повторение одинаковых слов изо дня в день впоследствии облегчит ребенку узнавание слов, поскольку самостоятельным образом набор звуков не сложится в осознанное говорение. В этом возрасте младенцы уже издают собственные речеподобные звуки, и взрослые, повторяя за ребенком, используют их как первый строительный материал для будущих слов.

Речевое развитие у детей происходит по нескольким направлениям:

– артикуляционная гимнастика;

– дыхательные упражнения;

– развитие моторики через пальчиковые игры;

– эктазия словаря;

– увеличение актива связной речи.

Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы речевого аппарата, тренирует для произношения звуков. Комплекс гимнастики состоит из ряда упражнений, направленных на как на формирование речевых навыков, так и на устранение дефектов речи. Проблему правильной постановки звуков решает логопед, подбирая артикуляционный комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Составляя комплекс артикуляционных упражнений для ребенка важно обращать внимание на наглядность, визуальный ряд, то, что привлекает и удерживает внимание ребенка. Упражнения выполняются перед большим зеркалом, при активном участии взрослого, следящего за выполнением упражнений и направляющего ребенка. Гимнастику желательно выполнять регулярно, два-три раза в день, по три-пять минут. Первоначальный комплекс упражнений не должен быть обширным. Ребенок необходимо усвоить выполнение двух-трех элементарных упражнений, а потом добавлять новые, более сложные. Иначе утомляемость наступит быстрее результата, и эффекта от занятия не будет.

Каждое упражнение повторяют не менее пяти раз. Артикуляционной гимнастикой занимаются в положении сидя перед большим зеркалом, при этом ребенок должен видеть как свое лицо, так и лицо родителя (или специалиста, который с ним занимается). Таким образом взрослый контролирует правильность выполнения упражнений и корректирует в случае необходимости.

Разновидностью элементарной артикуляционной гимнастики является звукоподражание. В сочетании с демонстрацией ярких картинок с изображением разных животных упражнение превращается в игру, в которой ребенка просят продемонстрировать, как «разговаривают» разные звери. Через простые задания дети учатся растягивать гласные и шипящие звуки. Упражнение «тянем звук» тренирует легкие, увеличивает объем.

Комплекс дыхательных упражнений призван формировать правильное речевое дыхание и силу голоса. Специальная дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую системы, улучшает кровообращение, в том числе, кровоснабжение мозга. Выполнять гимнастику с ребенком проще и интереснее в игровой форме.

Правильный порядок проведения дыхательной гимнастики подразумевает расслабленный вдох через нос и долгий и плавный выдох через рот. Как вспомогательные приспособления на занятиях используют специальные вертушки, свистульки и дудочки. Для занятий подбирают модели, которые удобны для ребенка. Например, для детей младшего возраста больше подходят свистки, в них можно просто дуть. Для синтеза разных звуков подходят дудочки, их используют для занятий с детьми дошкольного возраста.

Интересным и доступным дыхательным упражнением являются обычные мыльные пузыри, выдувание которых задействует легкие, мышцы губ и щек. Задувание свечек, надувание воздушных шариков, сдувание с поверхностей листочков бумаги — это разные элементы дыхательной гимнастики.

Работа и игры с мелкими предметами — бусинками, бумагой, мозаикой, крупами — важна в становлении речи у детей. На пальцах есть нервные окончания, стимуляция которых вызывает возбуждение в отделах головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Поэтому следующее направление в формировании речи — это мелкая моторика.

Типы пальчиковых игр различны по сложности и гармоничны этапам развития ребенка. В младенчестве полезен массаж круговыми движениями, постукивание, растирание, поглаживание ладоней, предплечий, стоп. Постепенно в игру вовлекаются руки, сначала одна, потом другая, ребенку предлагается запомнить последовательность действий, повторить, совместить с текстом, музыкой. К разновидностям пальчиковых игр относятся стишки-потешки, книжки с различной фактурой бумаги и тканей, различные сортеры, лепка, рисование красками, кинетическим песком, крупами.

Интересной формой игры является пальчиковый театр — персонажи создаются из ткани и надеваются на пальцы. Взрослый вместе с детьми придумывают сюжет, у ребенка появляется свой герой, за которого он отвечает, управляет. Это стимулирует воображение, любознательность, креативность. Сопричастность, вовлеченность ребенка в процесс создают условия, в которых сложные слова запоминаются быстрее, материал усваивается лучше. Развиваются усидчивость и память, расширяется словарный запас и улучшается связная речь.ы

Речь развивается постепенно, в соответствии с физическим созреванием систем организма. Систематичность в выполнении заданий и упражнений, соблюдение возрастных норм при занятиях с ребенком помогут грамотно направить процесс развития речевых навыков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика