Раннее развития ребенка : важно или модно?

Каждый ребёнок приходит в этот мир, почти всегда имея равные возможности для интеллектуального развития. Рождение – отправная точка, старт. Он приходит в этот мир с его бесконечными возможностями чистым, как белый лист. Как сложится его судьба? Каким человеком он станет? Кем будет работать? Чем увлекаться? Забирая малыша из роддома, любящие родственники ещё не задумываются об этом, ведь этот момент – наступление взрослости – наступит ещё не так скоро…

Но не зря говорят, что воспитание ребёнка начинается до его рождения, в утробе матери. Научно доказано, что ещё не рождённый малыш реагирует на музыку, которую слушает его мама, на её эмоции (например, разная реакция будет наблюдаться от просмотра мамой комедийного фильма или фильма ужасов). В странах Восточной Азии издревле возраст человека исчисляют от его зачатия.

Многие ошибочно считают, что воспитанием и интеллектуальным развитием своего малыша нужно начинать заниматься тогда, когда он начнёт говорить (или ходить, играть, общаться – у всех разнится начало этапа). И это мнение в корне неверно.

К сожалению, часто из различных источников СМИ слышно понятие “дети-маугли”. Дети, выросшие в сообществе животных. Оно порождено ещё древним Римом ,первое упоминание в знаменитой легенде о Ромуле и Реме, которых вырастила волчица. Позже их растил пастух, и Ромул стал основателем Рима. Р.Киплинг описал красивую историю Маугли в своей сказке. Со счастливым концом. На практике же – никакого хэппи-энда. Все случаи документального описания отсутствия эмоционального, интеллектуального общения и воспитания ребенка раннего (до 5 лет) возраста имеют печальный итог. Даже если с таким ребёнком затем усиленно заниматься, он не сможет социализироваться, не сможет приобрести и развить интеллект, в своём развитии никогда не приблизится к своим сверстникам.

Немного теории.

У младенцев до 1 года ведущей деятельностью является эмоциональный контакт со взрослым человеком. Да,малыш ещё не может с вами общаться при помощи слов, но те слова, которые вы произносите при взаимодействии с ним, очень важны. Конечно, прежде всего эмоционально, потому что такое взаимодействие готовит ребёнка к дальнейшей деятельности . Но каким “плюсом” будет ваше не просто эмоциональное общение, но и начало интеллектуального взаимодействия с малышом! Взрослые его берут на руки и показывают окружающие предметы, попутно называя их. Ведь не говорят же ему, даже такому маленькому: ” Смотри, это -мама. Это – папа…”? Не нужно бояться произносить больше слов. Вот листик на дереве, а это – кошка, это – книга, а это – ботинки. Да, и про ботинки расскажите. Необходимо говорить с ним каждый день, много. Ведь ребёнок растёт очень быстро. Такими темпами, как в первый год жизни, он не будет расти никогда. И он не просто растёт физически, он так же быстро развивается эмоционально и интеллектуально. И ведущая деятельность на этом этапе (эмоциональный контакт со взрослым) – это не ниточка, а целый канат, который взрослого с ним связывает, и благодаря которому вы можете дать своеобразный толчок к правильному интеллектуальному развитию ребёнка.

От 1 года до 3-х лет – это сотрудничество со взрослыми. Обучение взаимодействию с предметами и действиям с ними напрямую формирует интеллект.

Для раннего детского возраста (до 5 лет) ведущим типом деятельности ребёнка является игровая. Через игру малыш познаёт мир, адаптируется в нём, учится совместной деятельности, приобретает определённые навыки. Психологи утверждают, что в каждый определённый период раннего детского возраста у ребёнка как бы открывается определённое “окошко” его способностей. Если родители не успели попасть в этот момент и заинтересовать его определённой деятельностью, то в будущем он, возможно, приобретет определенный навык, но этот навык не станет умением и увлечением (а быть может, и профессией). Например, раннее обучение рисованию или лепке формирует творческую личность, развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, очень важна для интеллектуального развития. Если с самого раннего детства малыш слушает сказки, а затем вместе со взрослыми “читает” книжки, он с очень большой вероятностью захочет читать сам. А это – волшебный, приятный и лёгкий путь к так называемой “врождённой” грамотности.

Обучаться, играя. Игра создаёт зону развития для ребёнка. В ней он учится взаимодействовать, принимать решения, приобретает навыки, думает и выбирает. В сюжетно-ролевой игре малыш имитирует взрослые взаимоотношения. Важен не сам предмет, а отношение к предмету, одни предметы могут замещать другие (вспомним игры в “войнушку”: ты назвал подобранную палку ружьём, и она выполняет функцию оружия со всеми его признаками). Таким образом, формируется воображение.

Таким образом, естественная для ребёнка игровая деятельность формирует те качества, которые в последствии помогут ему стать успешным и повлияют на всю судьбу.

Взрослые, конечно, помогают в этом: организуют, направляеют, контролируют. Они – первые помощники нашим детям. Но это только часть большой работы над интеллектуальным формированием личности ребёнка. Как и в каждом большом деле, нужны помощники.

Помощники.

В современном мире помощников родителям в плане интеллектуального развития детей достаточно. Главное:

– иметь желание,

– осознание, как вы хотите развивать своего малыша;

– не переусердствовать.

По умолчанию: свободное время и деньги. Хотя, если есть большое желание и понимание, что потратив своё время, родители взамен приобретут нечто более ценное – надёжный базис для успехов малыша в будущем-, вопрос нехватки времени отпадает. И деньги найдут, если, опять-таки, есть данное понимание.

Так вот о помощниках. Традиционно:

– Детские сады. Хотя некоторые родители принципиально отказываются от дошкольных учреждений, беря на себя функции обучающие, воспитывающие, социализирующие. Это дело выбора, времени и , как ни крути, специальных знаний. Педагогика – это всё же наука со своими правилами и принципами.

– Группы раннего развития. Здесь – всё очень разнообразно. Существует множество направлений раннего развития. С художественным, спортивным, математическим и прочими уклонами. Можно попробовать различные варианты, чтобы выбрать тот, который (внимание!) увлечёт вашего ребёнка. Не ваши амбиции удовлетворит и мечты исполнит, а понравится малышу. Потому что он – отдельная, совсем другая личность.

– Просто кружки. Здесь – очень разнообразно. Танцы, спорт, лепка, рисование, театральный и прочее и прочее. Вышеизложенный совет по выбору актуален и здесь.

Нужны и важны не только помощники, но и

Инструменты.

Инструменты также очень разнообразны. Целая индустрия трудится для создания таких инструментов. Существуют игрушки-развивашки для малышей с рождения и старше. Книжки, с которыми можно купаться,которые можно даже погрызть, которые не получится порвать. Книжки для детей постарше: с объёмными буквами, озвученные, с раскрасками … Магнитные и говорящие азбуки, игрушки для развития мелкой моторики рук (помните, что развитие мелкой моторики равно развитию интеллекта?).Логические игры, “умные игрушки”, компьютерные развивающие игры, обучающие мультфильмы…

Дети любят интересные игры и яркие игрушки, привлекающие внимание. Поэтому важно быть изобретательными. И разнообразными. Включать фантазию. Пусть сегодняшнее занятие пройдёт на палубе пиратского корабля, а завтра родители с детьми чудесным образом окажутся в волшебной стране с умными и говорящими животными. Как говорилось выше, дети придают бОльшее значение не предметам, а их функциям. Поэтому совершенно не обязательно покупать дорогой костюм пирата и целый корабль. Будет достаточно двух перевёрнутых стульев, повязки на глаз и старой дедушкиной шляпы.

Как видно,в воспитании и развитии своего ребёнка, взрослый – главный режиссёр. Приложить усилия сейчас – и не придётся прилагать их потом. Взрослые “запускают” механизм саморазвития , и останется только помогать, корректировать и контролировать. Но уже не подталкивать, не заставлять, не расстраиваться и не расстраивать ребёнка взаимным недопониманием, и самое главное – не разочаровываться ни в нём, ни в себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика