Раннее развитие детей – амбиции родителей или необходимость?

Детство в 21 веке сильно отличается от детства сто лет назад.

Ускорился ритм жизни, возросли требования, появилось обилие разнообразной информации. В каждом городе сейчас открывается множество центров раннего развития малышей.

Что же это такое, и действительно ли необходимо?

Основной деятельностью ребенка является игра. Именно в процессе игры малыш познаёт мир, учится манипулировать предметами и строить отношения с окружающими. Но в современном мире этого недостаточно, и родителям предлагают научить малыша тому, чему обычно учатся позже: читать, считать, говорить на иностранных языках и играть на музыкальных инструментах.

Важно помнить

:

Научить чему-либо можно, только если ребенок готов учиться и хочет учиться;

Принуждение к обучению может привести к полной потере познавательного интереса;

Содержание, методы и длительность занятий должны соответствовать уровню развития малыша;

Не существует одной универсальной методики развития.

Какие основные методики раннего развития ребенка используются педагогами?

Методика Марии Монтессори. Эта методика задумывалась как вспомогательная система развития ослабленных детей, а сейчас она широко применяется повсюду. Основной принцип этой методики – свободная деятельность ребенка в специально созданной развивающей среде. В результате развивается мелкая моторика, пространственное восприятие, логическое мышление, внимание, память и воображение, а также методика приучает к порядку и самостоятельности.

Вальдорфская система. Лейтмотивом этой педагогической системы является творческое и духовное развитие. Вальдорфская методика предполагает использование исключительно натуральных материалов и отсутствие целенаправленного обучения детей чему бы то ни было. Поэтому писать, считать, читать до 7 лет дети не начинают, зато осваивают народную культуру, пекут пироги, лепят и вышивают.

Карточки Домана. Для обучения чтению нейрофизиолог Гленн Доман создал специальные карточки с различными изображениями и подписями. Занятия с карточками Домана действительно расширяют интеллектуальный потенциал младенца и стимулируют работу мозга. Начинать заниматься можно уже с 6 месяцев. При всех несомненных плюсах этого метода, в раннем возрасте мозг ребенка не способен обработать сложные понятия, такие как очередность и состав чисел, соответствие звука букве, поэтому усвоение материала происходит чисто механически, без осознания.

Кубики Зайцева. В основе методики Николая Зайцева лежит складовая теория обучения чтению. Пропевание складов делает речь чище, а использование простых и удобных кубиков помогает малышам складывать слова и овладевать чтением в процессе игры. Дети начинают бегло читать, а их мышление становится словесно-логическим. К сожалению, в школе могут возникнуть трудности, так как традиционная система обучения чтению стоится по другому принципу.

Ментальная арифметика. Это необычная техника счёта, с помощью которой развивается логическое мышление, память и воображение, а так же способность производить в уме сложные арифметические действия. Методика подходит для детей от 4 лет и начинается с использования специальных счётов. В основе этого замечательного метода лежит принцип одновременного использования обоих полушарий головного мозга.

Развитие или обучение?

Пришло время разобраться в основных понятиях.

Раннее обучение – это исключительно инициатива родителей. В результате обучения ребенок приобретает умения и знания, которые ему дали взрослые.

Раннее развитие – это естественный процесс приобретения опыта малышом. Участие взрослого в данном случае тоже обязательно – он направляет и стимулирует познавательный интерес крохи.

Основной принцип развития детей раннего возраста сформулировал знаменитый психолог Л. С. Выготский, выделив так называемую зону ближайшего развития и зону актуального развития. В зону актуального развития попадают все те умения и навыки, которые ребенок уже освоил, и которыми может уверенно пользоваться. Зона ближайшего развития содержит все те знания и умения, которыми ребенок готов овладевать с помощью взрослого. И то, что малыш делает сегодня с вашими подсказками и поддержкой, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, для успешного усвоения знаний достаточно организовать процесс обучения, который будет идти всегда немного впереди развития.

В то же время многие современные психологи говорят о том, что неестественный для малыша процесс обучающих занятий наносит вред формированию его личности. Другие настаивают на том, что учить и развивать малышей необходимо начинать как можно раньше, и тогда вы получите маленького гения.

Кого слушать?

Слушать надо в первую очередь своего собственного ребенка! Никто, кроме мамы с папой, не знает, что именно ему нужно.

Что же делать родителям?

В первую очередь, родители должны быть рядом, помогать осваивать новые умения, поддерживать и поощрять детей. Важно создать для малыша богатую развивающую среду.

Вот несколько советов:

Сходить в парк и набрать вместе коробку шишек, камешков, желудей. А потом, тоже вместе, раскладывать всё это богатство по кучкам, строить домики и животных, раскрасить их в разные цвета! Это естественным образом поможет развитию мелкой моторики, осязательного восприятия, а, значит, и речи. Ведь давно доказано, что центр артикуляции речи находится в головном мозге рядом с зоной, отвечающей за движения пальцев рук.

Петь песенки и потешки, сопровождая движениями. Так синхронизируется работа разных участков мозга. Полезно петь определенные потешки, привязав их к разным режимным моментам. В русской культуре таких предостаточно! Например – «Водичка-водичка, умой моё личико!» или «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса»?

Стимулировать двигательную активность крохи. Перепрыгивать через веревочку–ручеёк очень весело! Проползать под натянутой веревочкой–мостиком тоже интересно! Ходить на носочках по веревочке-тропинке под смешную песенку мамы – это вообще сказка!

Показывать положительный пример. Малыши обязательно заинтересуются чтением, если будут видеть родителей с книгами в руках. Мыть посуду и протирать пыль любят все детки, которые наблюдали за мамой в процессе уборки. Можно заниматься спортом, играть на пианино, рисовать картины, и малыш обязательно присоединится и попросит и его научить.

Безусловно, лучшее, что могут сделать для своего ребенка хорошие родители – создать атмосферу любви, доверия и уважения. Только в этих условиях ребенок, чувствуя себя в комфорте и безопасности, будет готов быстро осваивать новые навыки. И тогда любая методика раннего развития принесет много пользы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика