«Ум на кончиках пальцев» (Развитие мелкой моторики рук у детей)

Каждый родитель, уделяющий внимание развитию своего малыша, наверняка, встречал такое понятие как мелкая моторика рук.

Что входит в это понятие?

Развитая мелкая моторика проявляется в умениях ребенка совершать тонкие дифференцированные движения пальцев, ладоней и кистей рук. Движения всего тела, корпуса, конечностей объединены понятием крупная моторика.

Почему развитая мелкая моторика рук – одно из главных условий всестороннего развития ребенка?

1. Нейропсихологи, исследуя головной мозг во взаимосвязи с психическим развитием детей, установили тесную связь между сформированностью пальцевых движений и речевым развитием. Чем вышеразвитие мелкой моторики у ребенка, тем быстрее и полноценнее он овладевает речью.

2. Когда малыш выполняет определенные упражнения с пальчиками, одновременно происходит тренировка памяти, внимания, пополнение пассивного и активного словаря.

3. Достаточно развитая мелкая моторика рук является важнейшим условием подготовки ребенка к школьному обучению, поскольку от этого зависит формирование письма и почерка у первоклассника.

Как обнаружить недостаточность развития мелкой моторики у малыша?

1. Наблюдая, как ребенок работает с пластилином, делает поделки, вырезает ножницами, можно заметить неловкость, неточность и неуверенность его движений. Результаты такого творчества у детей с недостаточно развитыми движениями рук, как правило, неаккуратны и бесформенны.

2. Неправильное положение ручки или карандаша в руке малыша, слабая сила нажима, быстрая усталость и болезненные ощущения в руке при написании узоров также являются показателями недоразвития мышцпальцев и кисти.

3. Трудности при выполнении бытовых действий, требующих тонких движений пальцев (перебирание крупы, завязывание шнурков, собирание мелкого конструктора,застегивание пуговиц).

Развитие у детей мелкой моторики рук можно превратить в веселую и увлекательную игру, которая подарит и родителям, и детям незабываемые эмоции и впечатления.

К игровым приемам, стимулирующим развитие дифференцированных движений пальцевотносятся:

1. Творческие задания и упражнения с цветными карандашами, красками, мелками, вырезание ножницами и конструирование поделок из подручного материала, бумаги. Необходимо проявить терпение и не делать работу за ребенка.

2. Специальные упражнения пальчиковой гимнастики, разработанные ведущими педагогами и дефектологами, включают проговаривание рифмованных текстов одновременно с тонкими движениями кисти. Разучив комплекс таких упражнений, родители вместе с ребенком могут выполнять его в вечернее время, в перерывах между занятиями или на прогулке.

3. Развитием пальцевых движений можно заниматься и при выполнении ежедневных домашних дел: малыш может отвинчивать пробки на кухонных банках, месить тесто и лепить из него, собирать мелкие рассыпанные предметы, перебирать пуговицы, нанизывать бусины, чистить вареные овощи, фрукты и яйца. Родителям необходимо внимательно следить за безопасностью ребенка во время подобных занятий.

4. В детских магазинах в продаже имеется большое количество игр для мелкой моторики. Это всевозможные шнуровки, вкладыши, сортеры, бизиборды, мозаики. Они очень яркие и привлекательные, могут разнообразить игры малыша и отвлечь его.

5. Готовясь к школе, особое внимание при развитии пальцевой моторики следует уделять упражнениям на штриховку, раскрашиванию, обведению шаблонов по контуру, рисованию узоров по клеточкам. Подобные задания помогут укрепить мышцы кисти и подготовить к письму.

Развитие мелкой моторики рук требует времени и терпения. Но выполнение упражнений в игровой форме и с любовью к ребенку позволит достичь высоких результатов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика