Раннее развитие детей: за и против

В последние годы очень актуальным стало понятие «раннее развитие детей». Многие мамы, желая вырастить маленького гения, а вместе с тем и похвастаться достижениями своего чада перед знакомыми, предпочитают именно этот путь. Занимаясь с ребёнком дома, отдавая его на различные развивающие занятия и кружки, родители стремятся ускорить формирование умений и навыков, а главное, совершенствовать его интеллектуальные способности.

Что же можно считать ранним развитием? В психологии ранним периодом считается возраст ребёнка от года до трёх. Это время, когда у малыша активно развивается речь, совершенствуется моторика движений, а также появляется осознание предметной деятельности. Стоит ли форсировать становление интеллектуальной деятельности ребёнка? Чем это поможет маленькой личности, и не принесёт ли вреда? На этот счёт ведутся дискуссии как со стороны науки, так и со стороны родителей.

Если говорить о преимуществах раннего развития, надо отметить следующее. С точки зрения физиологии, в возрасте между одним и тремя годами мозг ребёнка становится максимально восприимчив к новой информации. Удивительно, но в школьном возрасте эта восприимчивость уже несколько падает. Это не означает, что двухлетнему ребёнку необходимо предлагать информацию, которую изучают школьники. Но это говорит о том, что при правильной подаче материала именно в раннем возрасте малыш буквально как губка впитывает то, что ему понятно и близко.

Раннее развитие позволяет, кроме совершенствования интеллекта, повысить коммуникативные способности личности. Особенно если речь идёт не просто о занятии дома с родителями, а об обучении в группе с другими детьми в различных кружках. Так малыш получает первые представления о взаимодействии в коллективе, о субординации – когда есть посторонний главный человек – педагог. Это позволяет в дальнейшем эффективно коммуницировать как со сверстниками в саду и школе, с детьми на улице, так и со взрослыми людьми – воспитателями, учителями и просто знакомыми.

Очень распространено в последние годы изучение различных языков в раннем возрасте. Когда ребёнок только начинает осваивать свой родной язык, он максимально легко может воспринять и другие. Важно найти хорошего педагога, который сможет преподавать уроки с учётом особенностей психологии маленьких детей.

Говоря о раннем развитии, необходимо сказать и о двигательной активности. Ведь именно на рассматриваемый возраст приходится пик физической энергии малыша. Занимаясь аспектом развития интеллекта, когда ребёнку иногда приходится сидеть на месте и концентрировать своё внимание, взрослые должны понимать, что существенно ограничивать ребёнка в движениях нельзя. Выплёскивая свою энергию в беге, прыжках и активных играх, ребёнок получает незаменимый опыт, он таким образом познаёт окружающий мир. Активно формируется мышечная система. Доказано, что моторика движений связана с умственными способностями: чем больше у малыша двигательных навыков, тем стремительнее будет развиваться мозговая деятельность.

Что же можно отнести к аргументам против раннего развития? Сразу нужно отметить, что в данном вопросе важно не переусердствовать. Не нужно слишком форсировать процесс. Науке известно немало случаев, когда в раннем возрасте ребёнок проявлял себя гением, но с годами эти способности угасали, и он становился вполне посредственным, что негативно сказывалось уже на его психике. Среди обывательских аргументов на этот счёт часто можно услышать слова «не забирайте у ребёнка детство». Отчасти в этих словах есть доля правды, ведь от природы в возрасте от одного до трёх лет тяга к физической активности, как правило, гораздо больше, чем тяга к знаниям. Нередко звучит мнение, что, активно занимаясь с малышом, взрослые могут чрезмерно нагружать психику ребёнка.

Резюмируя же, можно сказать, что в вопросе раннего развития важно найти золотую середину. Родители должны ориентироваться не на общие стандарты и не на свои амбиции, а на стремления ребёнка. Давать малышу свою любовь и право выбора – вот основные критерии. Необходимо помнить: то, что навязывается маленькому человеку против его воли, не будет эффективным. Баланс между необходимым по мнению взрослых и тем, что важно самому ребёнку – вот ключ к гармоничному развитию маленькой личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика