Основные средства сенсорного развития детей раннего возраста

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос умным, любознательным, умственно и физически развитым. Для этого они стараются дать ему все необходимое: игрушки, книжки, современные игровые гаджеты, водят в развивающие кружки, надеясь на помощь опытных педагогов. Однако психологи уверяют, что в домашних условиях взрослые многое могут сделать сами для развития малыша, например, раскрыть для него окружающий мир во всем его многообразии, дать знания о свойствах предметов. Главное, взять на вооружение самые эффективные средства, которые в то же время просты и доступны для домашнего воспитания.

Важно! Понимать, что основное знакомство маленьких деток с окружающими предметами осуществляется через сенсорику. Сначала это просто манипуляции с предметами (кроха бросает, кусает, хватает предмет), не предполагающее никакого обследования предмета. На этом этапе сенсорные эталоны малыш познает, в основном, при помощи специфических игрушек: погремушек, подвесок, гирлянд. Но чем старше он становится, тем разнообразнее должны становиться средства сенсорного развития. Иначе нельзя добиться успеха в полноценном сенсорном воспитании ребенка.

Топ 4 основных средств сенсорного развития

Психологами разработано много разнообразных средств в плане сенсорного развития. Но родителям не стоит брать в свой домашний воспитательный арсенал слишком сложные, рассчитанные на профессионалов. Есть довольно доступные, но не менее эффективные средства для сенсорики.

1. Самым лучшим средством всегда были дидактические игры и игрушки, которые обогащают сенсорный опыт малыша. Многие из них направлены на обследование предметов, установление признаков, на словесное обозначение, например, такие, как «Волшебный мешочек», «Собери парами», «Найти противоположное», «Какой предмет лишний?» и подобные им. Хорошим подспорьем для сенсорики являются игры, в которых группируются предметы по какому-то признаку, например, по цвету «Собери только красные игрушки», по форме «Покажи все квадратные предметы» и аналогичные по другим признакам. В раннем возрасте необходимы игрушки для развития пальчиков (моторики), например, шнуровки, бусы, разрезные картинки, вкладыши. Благодаря дидактическим играм дети постепенно подводятся к активному овладению сенсорными эталонами.

2. Наиболее доступным домашним средством по праву считаются прогулки в природу. Дети выходят на прогулки ежедневно, и это – прекрасная возможность наблюдать за окружающим миром, видеть многообразие красок и форм. Даже самому маленькому ребенку необходимо показывать погодные и природные изменения, делать для него игрушки из природного материала (шишек, травинок, листиков). Наблюдения за природой при помощи основных органов чувств помогают крохе формировать восприятия и представления. А вслед за ними идет становление мыслительных процессов, воображения, творческих способностей, эстетических чувств.

3. Не менее эффективным и доступным для домашнего обучения является детское творчество. Это самая благоприятная среда для развития обследовательской деятельности. Например, перед рисованием или лепкой можно досконально изучить предмет, его свойства, назначение, особенности. При этом важно учить малыша обследовательским действиям, задавать вопросы, развивать речь, формировать простейшие логические операции. Например, при рисовании мячика нужно обследовать круглую форму пальчиком, назвать цвет, спросить, что можно делать с мячиком, какие еще мячи есть у ребенка, сравнить их. Хорошо одновременно и слепить мячик, например, из пластилина или соленого теста. Творческие виды деятельности помогают формировать исследовательские действия, развивают сенсорику.

4. Немаловажное средство сенсорного воспитания – трудовая деятельность. Постепенно вводя в распорядок дня новые обязанности по дому, можно продолжить обучение сенсорному восприятию. Например, кроха помогает в уборке комнаты, вместе с ним мама может обследовать окружающие объекты, обсудить их свойства, назначение. Или вместе с мамой ребенок готовит салат. Это хорошая возможность развивать обонятельные и вкусовые рецепторы, сравнивать, обследовать форму, цвет овощей или фруктов.

Важно! Родителям необходимо понять, что сенсорное развитие осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, но закладка основных знаний идет именно в период раннего детства. Поэтому не надо считать ребенка слишком маленьким, ничего не понимающим в окружающей жизни, откладывая обучение на потом. Наоборот, нужно использовать каждый момент повседневности для сенсорного развития малыша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика