Развивающие занятия и игрушки для детей от 2 до 3 лет

С 2 до 3 лет ребёнок активно развивается, расширяет словарный запас и кругозор, много играет и может некоторое время провести самостоятельно. В этом возрасте увеличивается количество тем для общения с малышом. Большую часть дня можно посвятить играм и занятиям, которые обеспечат правильное всестороннее развитие и досуг.

Развитие познавательных процессов

Все занятия для детей должны проходить в расслабленной непринуждённой обстановке. После 2 лет в игровую деятельность включают следующие игрушки:

• усложнённый конструктор;

• сюжетные деревянные кубики;

• интерактивные игрушки;

• обучающие книги и плакаты.

Игры с конструктором направлены на развитие логического мышления, подходят деревянные и пластиковые элементы с одинаковыми или разными местами крепления. Первое знакомство с мягкими кубиками чаще происходит ещё до года, после 2 лет можно усложнить задачу: выбирать сюжетные картинки из 9–12 кубов.

К интерактивным игрушкам относят планшеты и устройства с детскими песнями, стихами, алфавитом, цифрами и сказками. Лучше отдать предпочтение моделям без панели с яркими наклейками или картинками. Игры улучшают память, музыкальные способности, проигрывание композиций расслабляет и благотворно влияет на нервную систему.

В 2–2,5 года можно начинать заниматься по книжкам с заданиями: выбрать одну правильную картинку из 4 по определённому признаку, решить неложную задачу, ответить на поставленный вопрос, дорисовать недостающие части тела или элементы. Для занятий достаточно 5–15 минут, также необходимо учитывать настроение малыша и готовность заниматься.

С ребёнком можно учить первые четверостишия, постоянно проговаривая их вслух. Полезны рассказы родителей об обычных природных и погодных явлениях в упрощённой форме, происходящих процессах и предметах. Для начала следует поочерёдно знакомить малыша со всеми предметами в доме, доступно описывать их характеристики, предназначение и функции.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие речи, поэтому с полугода следует особое внимание уделить занятиям с небольшими предметами. Подходят:

• крупные и средние пазлы;

• шнуровки с мелкими деталями;

• крупы и макароны;

• журналы с прописями.

Пазлы необходимо подбирать по полученным навыкам и способностям. Если малыш уже складывал картинки из крупных мягких элементов, то можно усложнить уровень до бумажной мозаики из 6–18 элементов. Для начального уровня подойдут упрощённые пазлы, деревянные фигурки животных или фруктов с основанием, напольный коврик из отдельных квадратов.

Шнуровку можно сделать самостоятельно из шнурка или толстой нити, безопасных деталей (тканевых и пластиковых фигурок, крупных бусин). Есть готовые шнуровки с деревянными элементами животных и фруктов, которые необходимо продеть через шнурок. Фигурки можно включать в сюжетно-ролевые игры или использовать для сортировки на определённые группы.

Крупы – одни из самых доступных материалов для занятий. Подходит кукуруза, горох, чечевица и макароны крупных размеров. Всё вместе достаточно смешать, далее отсортировать по цвету, форме или текстуре в несколько ёмкостей. Для занятий оптимально выбирать небольшое количество круп, чтобы малыш смог за 5–10 минут разделить их. В противном случае кроха может быстро переутомиться и потерять интерес.

Журналы с прописями подходят для детей от 2,5 лет, при этом должен быть интерес к рисованию фломастерами или карандашами. Если ребёнок не понимает задание или не хочет выводить линии, занятие можно отложить на более поздний срок. Достаточно более увлекательных и интересных игр с применением ярких игрушек.

Увеличение словарного запаса

Лучший способ увеличить словарный запас – это постоянно разговаривать с ребёнком на любые темы. Для всестороннего развития важно давать представление о разных процессах, группах предметов и прочем. В этом помогут тематические карточки и обучающие журналы разной направленности. Наиболее подходящие темы:

• животный мир;

• подводный мир;

• транспорт;

• цветы и растения;

• профессии.

Набор карточек или пособие должно включать одинаковую тему, чтобы ребёнку было легче ориентироваться и группировать предметы, явления, животных и прочее. В качестве проверочных заданий можно вместе выбирать лишнее из предложенных 2–4 картинок (1 животное и 3 растения), придумывать истории и выделять отличительные черты каждой группы.

Сюжетно-ролевые игры

У ребёнка проявляется интерес к сюжетно-ролевым играм после 2,5 лет, когда достаточно расширен словарный запас. Для занятий подходят:

• куклы и мягкие игрушки девочкам;

• тематические фигурки мальчикам;

• сюжетные наборы.

Все декорации для кукол или фигурок можно создать из подручных материалов (коробок, листов бумаги, других игрушек и аксессуаров). С помощью игр научить кроху правилам поведения в общественных местах, моделируя ситуации и показывая поведение героев. Также стимулировать интерес к самостоятельному придумыванию и развитию историй, помогая развивать воображение.

Сюжетные наборы включают аксессуары доктора, механика, повара, кондитера и прочих профессий. Можно заниматься вместе с малышом, добавлять другие игрушки, каждый раз придумывать новые ситуации. Сюжетно-ролевые игры будут занимать одну из ведущих игровых деятельностей в жизни ребёнка до школьного возраста.

Детское творчество

Занятие творчеством помогает развивать воображение и мелкую моторику, для занятий используются любые подручные материалы и специальные наборы:

• пластилин;

• тесто для лепки;

• краски;

• аппликации.

Из пластилина и теста для лепки делаются простейшие поэтапные фигурки животных, растений. Для начала ребёнок должен освоить навык скатывания массы в шарики, «колбаски». После можно переходить на простые овощи и фрукты, состоящие из 2–4 элементов. Более сложные конструкции оптимально делать после 4 лет.

Краски подходят обычные или пальчиковые, для занятий потребуется фартук. В этом возрасте рука ребёнка ещё недостаточно подготовлена для рисования картинок. Важно дать простор воображению малыша, также периодически тренировать руку на обведение простых геометрических фигур с подготовленным контуром. Для аппликаций можно использовать готовые картинки с самоклеящимися мягкими материалами, крупными стразами, наклейками.

Эстетическое развитие

Прививание любви к искусству начинается с младенчества, когда родители включают малышу первые односложные классические композиции. К 2–3 годам расширяется количество рекомендуемых мелодий, актуальны произведения, исполненные на нескольких музыкальных инструментах. Спокойную музыку можно включать на этапе подготовки ко сну, более весёлые композиции в активное время дня.

Ближе к 3 годам можно устраивать первые представления кукольного театра. Подходят пальчиковые и наручные куклы, воспроизведение уже знакомых малышу детских сказок. Для представления можно использовать готовый набор со сценой или смастерить его из коробки, сшить любимых героев самостоятельно. Показ необходимо рассчитывать на короткий срок, для начала достаточно 5–10 минут, далее постепенно увеличивать время кукольных спектаклей.

Уличные игры

После 2 лет на улице малыш уже достаточно долго может ходить самостоятельно. Для полезного досуга подходит:

• набор для песочницы летом;

• набор для игр со снегом зимой;

• велосипед или беговел;

• игровой комплекс.

В стандартные наборы для песочницы входит ведёрко, лопатка и формочки. Малыш сможет делать замки, животных или растения из песка. Игры развивают мелкую моторику, многим детям нравится перебирание мелких частиц песочка и собирание их в ведро. В зимнее время можно использовать те же игрушки для снега, дополнительно приобрести аксессуары для лепки снежков.

Велосипед до 3 лет должен быть с ручкой для родителей, малыш только начинает тренировать ноги для езды. Беговел отлично подходит для самостоятельного катания. Занятия оказывают общее укрепление организма и обеспечивают правильную физическую нагрузку. Также полезны занятия на уличных комплексах с невысокими горками, кольцами, качелями, ступеньками под полным присмотром родителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика