Познавательное развитие дошкольников

Еще до начала обучения в школе дети начинают формировать собственную картину понимания мира, свой опыт, восприятие окружающей среды. Поэтому развитие познавательной активности имеет большое значение. Обращать на это особое внимание взрослые должны постоянно.
Что есть познавательное развитие

В понятие педагоги, психологи включают:

• получение, осмысление разнообразной информации;

• формирование собственного восприятия и мнения о том, что нас окружает, с чем сталкиваемся каждый день.

Это развивает мышление, речь, фантазию малыша, его умение осознавать, обобщать, что в конечном итоге определяет его личность. Иначе говоря, развитие познавательных способностей помогает формировать и совершенствовать детей как людей со своим мнением, восприятием мира.
Этапы развития

Выделяют 2 основных этапа развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста до 4-5 лет:

1. Любопытство. Проявляется на ранней стадии развития – в 2-3 года. Ребенок интересуется яркими, интересно звучащими предметами. Задача родителей и педагогов на этом этапе – дать малышу различные материалы, игрушки, просто бытовые предметы, а также объяснить их особенности, так как он сформулировать и познать их сам еще не способен.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности происходит у детей дошкольного возраста за счет ролевых игр. Их сюжет – обычные бытовые действия. Можно играть с малышом в магазин, «покупая», «продавая» различные предметы, называя их свойства: съедобные/несъедобные, какой они формы, цвета и пр. Также развитие познавательных способностей происходит во время игр, когда нужно искупать любимую куклу или помыть машинку с объяснением действий, их причин. Предложите малышу угадать, что в коробке, описывая свойства предмета, или найти загаданную вещь в комнате. Используйте предметы основных цветов, простых форм.

2. Любознательность. Проявляется у дошкольников в 3-4 года, когда они стремятся расширить уже полученные знания. Здесь есть место поразительным открытиям, удивлению, сильным положительным эмоциям. Малыш ощущает себя первооткрывателем. Теперь совершенствуется речь, способность понимать ее значение. На этом этапе развитие познавательных способностей проходит при помощи игр, по условиям которых нужно назвать имена родных, продолжить предложение, разгадать загадку, угадать игрушку по описанию, самостоятельно его составить. Предложите дошкольнику дорисовать картинку или составить рассказ по рисунку, рассортировать предметы по цвету или форме, построить дом из конструктора. Теперь используйте более сложные предметы различных оттенков.
Познавательный и теоретический интерес

1. Познавательный интерес. Малыш целенаправленно изучает выбранный предмет, понимает связи, их закономерности. Он уже может экспериментировать, самостоятельно получая нужную ему информацию. Для этого можно использовать книги, карточки, глобус, часы. На улице покажите детям, как передвигается солнце, как получается грязь из воды и песка, как меняется природа в течение дня и года.

На этом этапе необходимо помочь малышу систематизировать полученные знания, подготовить его к учебной деятельности, которая свойственна взрослым людям. Эти умения говорят о его готовности стать школьником. Оно готовит ребенка не только к школе, но и к взрослой жизни в общем.

2. Теоретический интерес. Вызван желанием узнать, как можно повлиять на мир с помощью полученных ранее знаний.

Как видим, особенности познавательного развития детей до школы состоят в непосредственном участии взрослых – родителей и преподавателей, проведении игр в помещении и на улице, использовании разнообразных предметов. То есть важно сформировать развивающую среду для маленького человека, которая может меняться, давать основу для действия, при этом быть безопасной, доступной.

На ранних этапах участия только родителей будет достаточно. А средства познавательного развития более эффективно будут использованы детскими педагогами. Они сформируют задачи, требующие использования полученных ранее знаний, построения связей, поисков решений и доказательств. Постепенно они будут усложняться по содержанию, количеству действий. Также педагог сможет профессионально проанализировать готовность дошкольника к познанию, скорректировать негативные моменты.
Общие рекомендации

Методика включает:

• поощрение любопытства, осознанного изучения, экспериментирования;

• помощь в развитии фантазии, активности в творчестве (рисование, танцы, лепка и пр.);

• предоставление сведений об окружающем мире и о самом малыше в нем;

• помощь в понимании особенностей предметов (их цвета, формы, частей и целого, состояния движения и покоя);

• освоение понятия Родины, особенностей своего народа, его традиций;

• формирование представлений о планете Земля, разнообразии ее природы и жителей.

Выходя из детсадовского периода, дошкольник должен иметь основные знания по естествознанию, математике, истории. Малыш должен хотеть и уметь самостоятельно добывать нужные ему знания, действовать согласно личному опыту, при этом не боясь задавать вопросы, ошибаться, просить помощи взрослых. С таким багажом он сможет без перенапряжения пройти переходный период «сад-школа», принимать новую информацию, усваивать ее. А в конечном итоге это поможет школьнику вырасти сильной, уверенной в себе личностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика