Что такое внимание и почему его надо развивать?

Малыш появился на свет. Перед ним открывается новый мир – мир познания, мир предметов, истории, культуры. Он очень сложен и вместе с тем безумно интересен.

В первые месяцы своей жизни у младенца уже развиты безусловные рефлексы: защитный, хватательный, дыхательный, рефлекс сосания, ползания. Все они даны человеку природой.

Ребёнок подрастает, родители с интересом наблюдают за тем, как малыш меняется, мама поёт ему колыбельные, рассказывает сказки, читает книжки, учит первым шагам, словам. Все мечтают вырастить здорового, счастливого, умного сына или дочь.

К кропотливому старанию родителей присоединяются воспитатели, учителя. И когда любимое чадо попадает в руки педагогов, многие родители теряют бдительность, ошибочно думая, что теперь всю работу по обучению и воспитанию можно взвалить на них. Нередко звучит: “Вы же учитель, вот вы и учите.”

Несомненно, учитель делает всё возможное, чтобы обеспечить успешность обучения каждому своему ученику, но ведь все они разные: кто-то схватывает с полуслова, кому-то нужны два, три занятия, а, может, и больше. Поэтому участие родителей в учёбе детей неотделимо от работы педагога.

Огромную роль в достижении успехов играет внимание. Оно организовывает, направляет психические процессы и контролирует умственную деятельность. По словам С. Л. Рубинштейна, внимание – это динамическая характеристика всех познавательных процессов.

Виды внимания

Существует два вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Произвольное – это такое внимание, которым управляет сам человек. Именно этот вид несёт основную функцию в обучении и деятельности как таковой. Способность к такому вниманию формируется постепенно и считается более или менее сформированной к 7 – 8 годам. Внимание этого вида тормозит и подавляет непроизвольное, помогая человеку сосредоточиться и не отвлекаться на менее важное в данный момент.

Непроизвольное внимание возникает само собой.

Свойства внимания

Психологи различают объём, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение внимания.

Объём не меняется при обучении, но не стоит опасаться, что это плохо для развития ребёнка. Можно научить его обобщать и классифицировать. Например: “Назови одним словом: клубника, ежевика, малина, смородина”. Таким образом, при употреблении слова “ягоды” непроизвольно в сознании всплывают несколько картинок.

Устойчивость зависит от заинтересованности. Тут начинает свою работу произвольное внимание. У маленьких детей оно неустойчивое, поэтому необходима частая смена действий.

Концентрация тормозит восприятие других объектов. Следует помнить, что однообразный вид деятельности притупляет внимание. Ребёнок обязательно начнёт отвлекаться, и интерес к обучению угаснет совсем. Насколько лучше развита концентрация внимания, настолько успешнее погружение в мир знаний.

Распределение – это способность заниматься несколькими делами одновременно. Это возможно, когда материал усвоен хорошо. Отец проверил, как сын справился с решением задачи. Решена верно, хотя по телевизору шла любимая передача. Это говорит о рациональном распределении внимания.

Переключение – способность легко переходить от одного объекта изучения к другому. Другими словами, это гибкость ума.

Развитие внимания

Народная мудрость гласит: “Всё лучшее в сыне от родителей.” Нередко в беседе с учителем родители слышат: “Ваш сын (дочь) очень невнимательный, часто отвлекается, не слушает.” Важно обратить внимание на эти слова и присмотреться к ребёнку.

Но развивать эти способности нужно намного раньше, чем он пошёл в школу, ведь они являются фундаментом любой деятельности, направленной к цели.

Оптимальное развитие и обучение у детей достигается в игре. Даже сложное понятие маленькому человеку легко освоить, если оно преподнесено в игровой форме. Прежде всего перед ребёнком надо поставить цель: “Если мы выполним это задание, то откроем один секрет (или поможем какому – либо сказочному герою спастись)” и т. п.Этот “секрет” обязательно должен вдохновить ребёнка на новые открытия.

Вот несколько примеров таких занятий.

“Разложи правильно”. Игрушки располагаются в определённой последовательности. Предлагается внимательно рассмотреть, кто чей сосед, а затем выйти в другую комнату или закрыть глаза. Тем временем взрослый меняет местами игрушки. Нужно расставить их в первоначальном порядке.

“Считай парами”. Счёт ведётся по числовому ряду (можно сделать его вместе с ребёнком из цветной бумаги): два, четыре, шесть… Потом сделать то же самое с закрытыми глазами. Другой вариант: считать по очереди, при этом взрослый нарочно ошибается при счёте.

“Угадай фигуру”. В непрозрачную коробку (мешочек) складывают геометрические фигуры (можно вырезать самостоятельно). На ощупь определить, какая из них оказалась в руке.

Игры с мячом. На основе всем известной игры “Съедобное – несъедобное” можно придумать множество других: растения – животные, цифры – буквы, рассказы – сказки и так далее.

Очень полезной будет игра “Найди отличия”, особенно, если пройдёт она в виде соревнования.

Внимание развивается и на улице.Во дворе столько всего интересного ! Сколько кошек и собак, сколько клёнов и берёз. Можно научить ребёнка игре “Я гляжу и нахожу”. Описывается какой – либо предмет, нужно догадаться, что это.

Опросы детей показывают, что до 70% родителей не занимаются с ними, возложив все заботы на педагогов. Нужно понимать, что с возрастом внимание человека становится более рассеянным. Работа с этим сложным психическим процессом делает жизнь не только ребёнка, но и взрослого более осознанной и способной раскрывать свой творческий потенциал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика