10 правил для развития самостоятельности детей младшего школьного возраста

Самостоятельность – духовно-нравственное качество. Это свойство личности характеризуется инициативностью, способностью к самомотивации, критичностью, внутренним чувством ответственности. Самостоятельность присуща эмоционально зрелой личности и начинает формироваться уже в возрасте 1 года. Для развития данного качества у детей младшего школьного возраста необходимо придерживаться ряда правил:

1. Распорядок дня.

Чувство времени у детей формируется приблизительно к 10 годам. Режим дня даже примерный способствует развитию самоорганизации. Систематизация деятельности ребенка позволит ему ориентироваться в потоке обязанностей и дел. При формировании порядка дня нет необходимости расписывать все 24 часа суток, достаточно прописать основную деятельность (посещение школы, кружков, важных обязанностей). Также должно учитываться и личное время ребенка, куда относятся игры, посиделки и прочее.

2. Обязанности.

Закрепление за ребенком индивидуальных поручений развивает личную самостоятельность. Обязанности должны быть значимыми, систематическими, посильными, на благо семьи. Например, для девочки – полив цветов в доме, для мальчика – кормление животных. Целесообразно поручить обязанность, которая будет интересна и увлекательна, затем расширять сферу деятельности. Время от времени задания необходимо менять.

3. Цели.

Формирование целей и планомерное его достижение формирует внутреннюю мотивацию ребенка. При осуществлении поставленных задач удобно использовать пошаговый метод: расписать весь процесс от начала до цели поэтапно. Поставленные цели должны быть реальными и осуществимыми и не должны идти в разрез с внутренним миром ребенка.

4. Памятки-подсказки.

Для внешней стимуляции самостоятельности удобны визуализация списка дел и использование карточек – «напоминалок». Это метод подходит для дел непривязанных ко времени, т.е. поручения можно выполнить в течение дня. Как и в обучении, данный метод способствует зрительному восприятию посланий и при длительном использовании запоминаются без каких-либо усилий.

5. Походы в магазин.

Самостоятельный поход в магазин со списком продуктов формирует в ребенке положительное чувство собственной значимости. Обращение с денежными средствами подсчет стоимости покупок и сдачи развивает в ребенке личную ответственность, собранность, коммуникативные качества. Естественно, денежная сумма должна быть соизмерима с возрастом ребенка, а список продуктов важен для семьи.

6. Ситуационные приоритеты.

Ребенку младшего школьного возраста тяжело определить важность на данный период времени того или иного задания. Задача взрослых объяснять на примерах, разобрать вместе с ребенком какие дела и поручения можно отложить на потом, а какие необходимо выполнить точно в срок. Путем определения важных моментов и расставления приоритетов формируется гибкость в планировании распорядка дел.

7. Ошибки.

Совершенные ошибки развивают умение анализировать ситуации и абстрактно мыслить. Ребенок видит результат своих неверных действий, делает выводы, учится их исправлять, несет ответственность. Родителям не стоит бросать проступки ребенка на самотек или активно ограждать. Нужно держать ситуацию под контролем и при необходимости вмешиваться.

8. Советы.

Умение ставить перед собой цели и добиваться их также является неотъемлемой частью самостоятельности. В силу возраста и недостаточности опыта ребенку бывает достаточно непросто в решении поставленных задач. Советы взрослых, обсуждения возникших ситуаций стимулируют ребенка к размышлению и анализу происходящего с различных сторон. Таким образом, формируется независимость суждений и вырабатывается собственная точка зрения.

9. Личное пространство.

Имея свое личное пространство, будь то комната, часть комнаты, рабочий стол, ребенок обустраивает его по своему желанию и потребностям. При организации своего пространства развивается самостоятельное мышление, активно применяются полученные ранее навыки и умения.

10. Поведение.

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению. Так, овладевая азами этикета и приветственного общения, ребенок учится самоконтролю, саморегуляции, а также чувству ответственности за поступки и за сказанные слова.

Самостоятельность важное качество при становлении личности ребенка. Вместе с ней формируется и внутренняя воля. В будущем такой ребенок не будет ведомым, внушаемым и не станет совершать поступки, не согласующиеся с его убеждениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика