Что важно знать о развитии памяти детей перед школой

Серьезным возрастным периодом в жизни ребенка является период пяти-семи лет, так называемый дошкольный возраст. Впереди новая школьная жизнь, новые законы. На этом этапе ребенок должен многому научиться в связи с требованиями современных школ. И в первую очередь родителям необходимо обращать внимание на особенности памяти дошкольников, а также принимать активное участие в ее развитии. Внимательно наблюдая за ребенком, можно выявить те или иные недочеты при запоминании им материала. А затем подобрать упражнения для тренировки памяти.

Перед школой дети отличаются преобладанием бесцельного запоминания, то есть ребенок в период с пяти до семи лет запоминает то, что вызывает у него интерес, произвело яркое положительное или отрицательное впечатление. И эта информация может храниться у детей такого возраста очень долго.

Однако уже к завершению дошкольного периода при определенных условиях дети начинают выделять цель и необходимость припоминания.

К таким определенным условиям необходимо ввести контроль за выполнением поставленной цели что – либо запомнить. Если ребенка постоянно мотивировать к выполнению запоминания какого – то материала или действия, а потом обязательно проверить его результат. Не менее важным является и подкрепление похвалой ребенка, который достиг цели запоминания и справился с заданием. Так в конечном итоге можно сформировать у детей на выходе к школе появление самостоятельного контроля к школьному возрасту. Это очень важно для следующего возрастного периода и при адаптации к школьной жизни.

А чтобы перед школой хорошо развивалась память, необходимо как можно больше предоставлять детям возможности для получения положительных запоминающихся зрительных и слуховых впечатлений. Посещать театры, цирки, кинотеатры, парки, зоопарки, выставки и т.п. И важным действием родителей должен быть диалог с ребенком после таких посещений культурных мест. Необходимо поинтересоваться его впечатлениями от увиденного, кто или что ему больше понравились, попросить описать тех или иных персонажей, дать им подробную характеристику. Тем самым можно проверить, насколько запомнились ребенку события этого дня.

Нужно помнить, что перед наступлением школьных будней дети очень много проводят времени в движении, впечатления от которого играют большую роль в развитии умений бегать, прыгать, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, принимать водные процедуры. При обучении ребенка пяти – семи лет навыкам самостоятельного ухода за собой необходимо поддерживать благоприятную атмосферу для запоминания им тех или иных действий. Не допускать повышения голоса и. конечно, суждений о неудачности в его начинаниях. Иначе все уроки пройдут даром, и ребенок ничего не запомнит совсем, кроме внутренней обиды.

Ближе к школе дети начинают осваивать более сложные двигательные действия, вместе с которыми и происходит развитие двигательной памяти. Именно тогда лучше всего записать ребенка в спортивную секцию, так у него к этому времени двигательная память уже позволяет запоминать сложные подвижные действия.

Важно отметить в этом возрасте эмоциональную память детей, которая выражается в запоминании ребенком пережитого чувства к чему – то или кому – то. Дети в 5-7 лет долго будут помнить как чувство радости, счастья пережитых моментов, так и чувство обиды, недопонимания, грусти. То есть запоминается ребенку его отношение к тому или иному событию или персонажу, чувство, которое он пережил.

В возрасте 5-7 лет дети умеют как – будто фотографировать в своей памяти и складывать информацию для хранения в файл. Они в этом возрасте с легкостью учат стихи, запоминают наизусть сказки так, что будут поправлять взрослого при прочтении, если вдруг услышат не то, как они запомнили.

При этом дошкольники уже проявляют элементы логики в своих запоминаниях, но если только им было все понятно. Вот почему важно учитывать возраст при выборе литературы для чтения детям. А для проверки логической памяти можно попросить запомнить 10 хорошо знакомых ребенку слов, а потом их воспроизвести. То же самое можно проделать и с незнакомыми словами. В первом случае ребенок должен назвать больше слов.

В этом возрасте дети свободно подбирают синонимы при пересказе для замены неизвестных им слов, меняют очередность событий сказок, могут придумать что-нибудь от себя, но при этом логическая цепочка замысла не меняется. В этом решающую роль будет играть отношение детей к персонажам сказки.

С целью развития логической памяти накануне школы можно учить детей раскладывать изображения на карточках по обобщающим группам. Например, смешать картинки с рисунками разных овощей, фруктов, ягод и затем попросить ребенка их рассортировать по группам назначения. При этом необходимо попросить ребенка проговаривать вслух свои действия и называть причину отнесения карточки к той или иной группе. Более высоким уровнем задания будет просьба к ребенку совершить действия по отнесению картинок к определенным группам в уме, и вслух назвать только группу. Так ребенок научится применять логику при запоминании и припоминании любого материала.

Для формирования славной памяти пяти – семилетних детей немаловажно научить их создавать образ. Например, рассказывать, что добрые и веселые персонажи сказок всегда изображены в книгах в светлых, ярких красках, а злые – в мрачных и темных тонах. Так в воспоминаниях ребенка будет формироваться те или иные образы.

Заучивание детьми стихов русских поэтов можно поставить на первое место на пути к хорошей памяти. А для лучшего запоминания можно попросить ребенка нарисовать то, о чем говорится в стихотворении.

Во время прогулок с детьми нужно всегда обращать их внимание на окружающую природу и обстановку, а дома попросить ребенка нарисовать картину увиденного на улице. Этим методом хорошо развивается память слуховая и зрительная.

Если родители готовы много времени уделять своим детям в их развитии, то они непременно получат хорошие результаты!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика