Основные методики обучения чтению: достоинства и недостатки

Времена, когда первоклассник начинал обучение в школе с изучения букв, уходят в прошлое. Современные дети изучают букварь в возрасте 5-6-ти лет, а то и раньше. Кроме того, появилось множество новых методик. Некоторые из них позволяют учиться чтению с младенчества. О том, как не запутаться в многообразии техник и выбрать программу подходящую конкретному ребёнку, рассказывается в этой статье.
Аналитико-синтетический метод (классический)

В основе метода лежит звуковое обучение. Сначала ребёнок осваивает устную речь, а затем переходит к освоению азбуки. Фонетический метод подразумевает прочтение буквенного символа согласно его звучанию, а не названию. То есть следует читать «з», а не «зэ». В этот период не нужно путать ребёнка твёрдостью и мягкостью звуков, рассказывать об особенностях русского алфавита. Чтение букв в соответствии с их звучанием позволяет облегчить переход к следующему этапу: соединению буквенных символов в слоги.

Азбука может изучаться линейно или произвольно. Порядок не так важен для эффективного обучения чтению, потому что для записи буквенных символов в словах этот принцип не используется.

Аналитико-синтетический метод базируется на традиционном варианте, созданном ещё во времена царской России.

К достоинствам техники относятся:

• восприятие звуков и букв как части целого.
• развитие воображения, абстрактного мышления.
• позиционируется, как подготовка к школе: нет необходимости переучиваться.
• дети привыкают к учебному процессу.

К недостаткам традиционного способа можно причислить:

• необходимость ожидания готовности ребёнка, метод не подходит для раннего развития.
• освоение букваря требует усидчивости, труда, может показаться ребёнку скучным;
• вызывает трудности у детей с задержкой развития речи.

Ребёнку, освоившему устную речь, чётко и чисто произносящему все звуки, не составит труда заниматься по традиционной системе. Если же у малыша имеются проблемы стоит выбрать другой способ получения необходимого знания.
Чтение по слогам

Послоговое прочтение слов – пример одной из старинных разновидностей обучения. Минуя знакомство со звуками, ребёнок читает слоги, как целостные единицы. После изучения алфавита, точно также заучиваются сочетания букв. Впоследствии из выученных слогов складывают слова.

Метод имеет больше минусов, чем плюсов:

• огромное количество слогов, включая труднопроизносимые;
• отсутствие интереса в чтении малопонятных и, кажущихся ребёнку бесполезными, звуковых сочетаний;
• чтение по слогам не развивает аналитическое мышление.

Переходя от прочтения слогов к текстам, ребёнок часто затрудняется понять суть написанного.
Обучение по Глену Доману

В отличие от фонетических программ обучения, чтение по Доману предполагает восприятие детьми слов целиком. Ребёнок учится по карточкам с картинками, которые показываются ему в быстром темпе. Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день. Идея метода заключается в том, что написание слова запоминается, как графическое изображение или иероглиф. За два месяца ребёнок узнаёт более сотни слов. Лучше всего достоинства метода прослеживаются в изучении английской лексики, потому что буквы в этом языке в зависимости от обстоятельств звучат по-разному. Но даже в англоязычных странах многие современные психологи призывают начинать учить читать малыша с фонетических методов.

Плюсы:

• Методика доступна для изучения с 6-ти месяцев;
• расширяет кругозор малышей;
• результаты видны уже в раннем возрасте;
• беглое чтение знакомых слов;
• эффективность в занятиях со слабослышащими детьми.

Минусы:

• Трудности с разделением слов на части:
• замена слов, на другие, похожие по смыслу;
• ребёнок не знает алфавит;
• невозможность отобразить на карточках все словоформы русского языка;
• привязка письма к картинкам, сложности в восприятии слова без картинки.

В России техника была популярна в 90-е годы и до сих пор у неё есть много сторонников, несмотря на имеющиеся недостатки. Глобальное чтение описывается и в книгах наших соотечественников. Известны работы таких авторов, как А.А. Маниченко, Т.С Резниченко.

Целиком читаются не только отдельные слова, но и целые тексты. Ребёнок прочитывает их в книгах с крупными буквами и яркими картинками-подсказками. Причём родители или педагоги совсем не корректируют этот процесс, не объясняют никаких правил и норм русской фонетики. Приверженцы такого принципа считают, что получение знаний детьми – процесс естественный, и должен происходить в соответствующей обстановке.
Метод Зайцева

Кубики Николая Зайцева известны широкому кругу людей. С их помощью дошкольники обучаются чтению, письму, счёту и даже иностранным языкам. Склады, положенные в основу методики, представляют собой целостную единицу из одной или двух букв. Такие сочетания не имеют ничего общего со слогами. Например, слово « кошка» разделяется на три склада: «ко», «ш» и «ка», тогда как слогов в нём всего два.

Н. Зайцев настаивает на том, что обучение должно проводиться в игре. Его кубики различны по размеру, весу, цвету, материалу. Подсказками о звонкости, глухости, твёрдости и мягкости складов служат различные звуки, которые издают изделия, если их потрясти.

Люди, практикующие данный метод считают, что:

• Изучение затрагивает не только зрительное и слуховое, но и тактильное восприятие;
• метод логичен. Склады удачно сочетаются с базовым принципом построения русских слов;
• занятия с кубиками вызывают интерес у детей;
• ученики в дальнейшем читают бегло и грамотно пишут.

Достоинств у методики достаточно, потому она так популярна среди педагогов и родителей, но также есть и недостатки:

• Индивидуальное обучение менее эффективно, чем занятия в группе;
• затруднения при переходе на традиционную систему обучения в школе;
• привязка склада к определенному цвету;
• наличие редко употребляемых сочетаний, таких как “дэ”, ” нэ” и других, может вызвать путаницу при письме;
• дороговизна методических пособий;
• временные затраты на сборку кубиков после покупки или при самостоятельном их изготовлении.

Чтение по Монтессори

У Марии Монтессори есть собственный поход к чтению. Итальянский педагог считает, что оно должно начинаться с письма. Большое внимание уделяется развитию у детей мелкой моторики, поэтому ставка делается на тактильные ощущения. Дети рисуют буквы, ощупывают их форму в специальных пособиях и таким образом запоминают их. Самостоятельное составление слов из букв плавно переходит в стадию прочтения.

К лучшим качествам методики М. Монтессори относят:

• Увлекательные занятия;
• развитие способности воспринимать информацию различными способами;
• плавное чтение, без запинок и деления на слоги;
• упор на аналитическое мышление и логику.

И всё же метод достаточно громоздкий. Создание большого количества подручного материала отнимает много сил, времени и средств, как и само выполнение упражнений. Потому методику предпочтительнее осваивать на групповых занятиях в центрах раннего развития, чем дома.
Метод Мура

Главным обучающим элементом по методике Мура выступает лаборатория со специальной печатной машинкой. При нажатии клавиши с символом, ребёнок слышит соответствующий звук. После знакомства с буквами и символами осуществляется переход к напечатанию звукосочетаний. По мере продвижения в изучении упражнения становятся сложнее.

Не существует двух одинаковых детей, потому и подход к каждому малышу нужен свой. Чтение – важная составляющая жизни современного человека. Выбранный метод должен не только увлекать ребёнка, но и быть эффективным в будущем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика