Развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-5 лет

Эта статья для мам и пап, которые озабочены психическим и физическим здоровьем своего ребёнка. Читайте о том, для чего, а главное, как правильно развивать мелкую моторику у детей 3-5 лет.

Что нужно знать о мелкой моторике

Сухомлинский утверждал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем лучше и слаженнее они работают, тем качественнее проявляется речь, ориентация в пространстве, логическое мышление, зрение, память, общение с другими людьми.

Наука акупунктура добавляет – каждая подушечка несёт ответственность за определённый орган. За деятельность головы отвечает большой палец, желудка – указательный, кишечника – средний, печени – безымянный, сердца – мизинец. Такая сплочённая команда получается!

Кроме того, с помощью кончиков пальцев ребёнок взаимодействует с миром, познаёт его.

Значит, чтобы физическое и психическое здоровье малыша было в норме, нужно развивать деятельность пальчиков и кистей рук. Это и называют мелкой моторикой.

Возрастные нормы

Диагностируют уровень развития мелкой моторики специалисты – дефектологи, логопеды, психологи, неврологи. Но, понаблюдать за ребёнком можно и дома, опираясь на следующие нормы.

Мальчики и девочки 3-5 лет, при хорошей моторике, умеют выполнять такие действия:

Поднимают со стола мелкие бусинки или крошки от продуктов большим и указательным пальцами.

Постукивают друг о друга двумя предметами, не промахиваясь мимо.

Строят без помощи взрослых пирамидки из 3 и более кубиков.

Рисуют по образцу круг, прямоугольник, крестик.

Из большого и указательного пальцев складывают кольцо.

Проводят вертикальную линию на листке бумаги с погрешностью не более 30°.

Рисуют человечков с количеством элементов не менее 3-х.

Раскручивают крышки у бутылок, банок.

Вытаскивают мелкие детали из прозрачной баночки.

Уверенно перечёркивают рисунок на листе бумаги.

С закрытыми глазами подносят пальчик к носу.

Застёгивают и расстёгивают пуговицы на одежде.

Правильно держит детские ножницы в руке.

Возможные отклонения от нормы

Отличный результат – это когда ребёнок успешно справляется со всеми перечисленными действиями.

Хорошо, если малыш выполняет более 50% от всех действий его возрастных норм. Можно уделить дома больше внимания занятиям с ручками, помочь ему освоить необходимые умения.

При показателях ниже 50% не стоит сразу бить тревогу. Систематические занятия с мамой и папой в спокойной дружеской обстановке помогут ребёнку наверстать упущенное.

И только тогда, когда все усилия не принесли результата, можно обратиться к специалистам за диагностикой, помощью.

Способы развития мелкой моторики

Стремиться нужно к слаженной и точной работе обеих рук, каждого пальчика. В описанных ниже занятиях задействованы мышечные, костные, зрительные функции организма и нервная система.
Массаж

Лучше всего проводить процедуру у специалиста.
Разминание пальчиков

Сами родители могут разминать по отдельности каждый пальчик малыша. Здесь нет какой-либо конкретно методики. Движения могут быть произвольными. Важно не причинять малышу боль.
Игра с мелкими предметами

Родители используют мелкую мозаику, пуговицы, бусины. Можно составлять браслеты, бусы или просто перебирать их. Хорошо погружать руки в крупы.

Важно! Родители должны находиться рядом с ребёнком, когда он играет с мелкими бусинками, пуговицами и другими деталями. К сожалению, бывают случаи, когда малыш кладёт небольшие предметы в рот или отправляет их в нос, ухо. Это опасно для его здоровья!
Составление пазлов

Любимые герои сказок поддержат интерес ребёнка к этому занятию.
Зарядка для пальчиков

Мама и папа могут научить ребёнка сгибать поочерёдно пальчики, «ходить» по столу указательным и безымянным пальчиками, доставать подушечкой большого пальца до всех остальных по порядку.
Использование конструкторов

Лучше для начала использовать более крупные деревянные детали.
Лепка

Для такого занятия подойдёт пластилин или глина.
Игра в пальчиковый театр кукол

Сценарий для постановки можно взять из любимой книжки. Головы героев купить или смастерить самим из ткани или папье-маше.

Самое важное в любом начинании – окружить маленького человечка любовью, пониманием. Занятия должны основываться в первую очередь на игре и интересе, а не на принуждении. Пусть дети растут счастливыми и здоровыми!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика